Jobr.ru
» » Кто придумал ASAP и как с ним жить

Кто придумал ASAP и как с ним жить

ASAP – As Soon As Possible

Выражение ASAP плотно въелось в жизнь работника современного офиса. У ASAP’а есть еще младший брат – Urgent. Мы очень любим заимствовать различные приемы и стереотипы западной корпоративной культуры, а также очень любим их доводить до абсурда. С ASAP и urgent – точно также: статус сверхсрочности придается не действительно срочным делам, а глобальным задачам человечества, которые просто физически невозможно сделать за выделенные ХХ минут.

Считается, что если приходит запрос с пометкой ASAP, то сотрудник должен сделать буквально следующее: забросить ВСЕ дела, проникнуться глубиной мысли ASAP’а и любыми средствами в течение 298,7 секунд выдать результат. Причем, как правило, ни реальная важность задачи, ни качество результата, ни его РЕАЛЬНАЯ срочность и важность не учитываются.


К чему же приводят ASAP’ы:
  • Обычно они появляются в самый неподходящий момент, когда мы делаем действительно что-то важное и достаточно срочное. При этом сам ASAP, на самом-то деле, не имеет объявленной ценности и в подавляющем большинстве случаев может быть сделан завтра, послезавтра или вообще на следующей неделе. А если в компании ASAP’ы – правило хорошего тона, то и получается, что вместо дел первостепенной важности сотрудник занимается непонятно чем. Меняются приоритеты, срываются планы, появляются авралы итд.
  • Часто они приводят к ошибочным решениям и неверным результатам. Тут все просто – в спешке вероятность совершить ошибку, например, в математических расчетах, на порядки выше. Здесь за примерами ходить далеко не нужно. Я думаю, каждый из нас может, не особо напрягаясь, вспомнить с десяток веселых жизненных историй, когда причиной казуса послужила излишняя спешка :)
  • ASAP’ы лишают возможности креативного подхода к решению поставленной задачи. Результат нужен как можно быстрее, прямо сейчас. Времени думать нет. Поэтому применяется самое типичное шаблонное решение (при том что, задачи, загоняемые в ASAP’ы, очень часто требуют как раз нетривиального подхода). Выходит, что мы инвестируем время и деньги (эквивалент зарплаты) в экстенсивное развитие своего бизнеса, а не в интенсивное.


Стиль руководства в стиле ASAP зачастую говорит об отсутствии культуры тайм-менеджмента и плохо настроенных бизнес-процессах в компании. Что в свою очередь увеличивает энтропию, а какой же бизнес может успешно развиваться в условиях хаоса?

ASAP’ы не рождаются сами по себе, как облака в небе. У них есть вполне конкретный источник – сотрудник вашей же компании. Вот типичные инициаторы “сверхсрочных” дел:

  • Сотрудники, которые преследуют целью выслужиться перед клиентами или какими-либо высокопоставленными персонами, хотят продемонстрировать сверхвозможности компании или свои собственные. По иронии судьбы именно в таких случаях чаще всего происходят фатальные ошибки и разрыв отношений. Вдруг в последний момент оказывается, что компания не может бесплатно оказать обещанную услугу или при расчете лифтовой шахты закладывалась ширина кабины лифта 2500мм вместо 2700мм :) Инициатор ASAP’а наступает на свои же грабли, и хорошо, если попался мягкий клиент с хорошим чувством юмора.
  • Сотрудники, которые сами продинамили все возможные сроки, в самый последний момент придали задаче скорость экспресса и скинули ее вам. Комментарии излишни.
  • Люди, которые считают свои нужды и задачи важнее всех-всех-всех остальных на свете. Как правило, они не понимают аргументированное “нет”, но сами при этом никогда и ничего не выполняют в срок и постоянно живут в режиме deadline.


Даже самый ленивый старший помощник младшего менеджера сейчас пишет в пресс-релизе о своей компании, что мы живем в мире постоянных перемен и вынуждены работать все больше и больше, принимать решения все быстрее и быстрее. Доля правды в этом есть, но не более. Зачем наполнять суетой обычные повседневные процессы и вхолостую тратить время и деньги, если качество результата при этом останется неизменным.

Да, конечно же, есть сверхсрочные дела, например, быстро найти какую-то важную информацию, необходимую для принятия решения, или восстановить “упавший” сервис клиента, или организовать спасательные работы людей, попавших в беду. Почти всегда этими задачами занимаются профессиональные сотрудники и службы, для которых любая задача – это ASAP априори. А вот требовать в течение получаса провести взвешенную оценку активов завода, который компания раздумывает купить, или написать трехлетний план развития регионального офиса, который планируется к открытию в следующем году в городе Х, по-моему, глупо и бессмысленно.

Успешно развитие по принципу дальше-выше-сильнее в некоторых отраслях экономики уже сейчас невозможно. Нужны решения лучше и качественнее, а для них режим ASAP неприменим.

Понравилась статья?
Добавьте её в свои соц. закладки, возможно она Вам еще понадобится!



Есть что сказать?